AI-пропасть: прыгнуть с кем-то или пропасть

Почему в бизнесе больше нельзя игнорировать AI и причем здесь аутсорсинг.

Есть у меня такая гипотеза. Если скорость AI-прорывов продолжит расти теми темпами, которые мы наблюдаем сейчас (а предыдущий мой пост говорит, что будет только быстрее), то обычный малый и средний бизнес столкнётся с непростым вопросом: Как вообще моим продавцам, маркетологам, программистам, HR-ам оставаться на AI-передовой?

Вот занимаешься ты производством хлеба или лестниц, оказываешь бухгалтерские услуги или отечественное ПО продаешь, или ещё что-либо такое же важное делаешь. У тебя и так целая куча вопросов про эти лестницы или бухгалтерию… И тут ты узнаёшь, что у кого-то AI вместо сотрудников заполняет CRM, сам ведёт переговоры с клиентами, составляет вакансии и проводит собеседования, создаёт маркетинговые кампании, пишет 90% кода и…

…и в этот момент ты думаешь: «Ну, приехали… мне бы тут с багетом да с кондитерами разобраться, а тут ещё и AI-гонка? Может, не надо? Может, оно как-нибудь само рассосется?..»

Да, конечно, рассосется. Всё это очередной блеф, пузырь и хайп ради инвесторов. Вы вообще видели, как AI пишет и считает? Частенько ошибки, фантазии и галлюцинации. Нормальный серьёзный бизнес это по-настоящему не использует. Ну да, картинки можно погенерировать — ну у вас маркетологи и так их где-то там находят. Выдыхаем. Расходимся по батонам-лестницам.

Успокоил?

И вот тут у нас с вами — стратегическая развилка. Вы можете продолжать себя убаюкивать. И если у вас пара продавцов, да в администрации (бэк-офисе) ещё два человека — то, может, и правда ничего страшного с бизнесом пока не случится.

Но!

Если у вас, например, в тех же продажах хотя бы 10 человек — давайте представим конкурента с такой же командой, который уже автоматизировал 70% рутины с помощью AI. И, например, увеличил эффективность на 30%, просто потому что:

  • каждый менеджер получает персональные AI-подсказки по клиенту с учетом его контекста и всей предварительной истории (да, конечно, все разговоры записываются, транскрибируются и пополняют базу данных);
  • AI помогает в реальном времени прямо в переговорах, а кое-где уже и участвует в них;
  • AI-ассистент сам пишет и отправляет коммерческие предложения на основе данных CRM и успешных сделок;
  • после каждого звонка AI делает резюме и обновляет карточку клиента.

И если быстро прикинуть — 10 продавцов конкурента выдают результат, как твои 43. Значит, он может в 4 раза быстрее осваивать рынок. Ну или просто продавать продукт сильно дешевле — потому что его издержки в разы ниже.

И это не про будущее через несколько лет. Это уже сейчас происходит. Примеры выше — это реальные бизнес-кейсы. А что будет через год‑два, если скорость развития сохранится?

Короче, возможно, уже не рассосется, и с AI надо знакомиться, дружить, а лучше любить друг друга.

И у нас есть три сценария.

Сценарий 1. Самостоятельное плавание (в AI‑пучине)

Если вы уже бодро внедряете AI‑инструменты, переобучаетесь, перестраиваете процессы — круто. Вы на гребне волны и получаете бонусы от новых технологий раньше других. Но скорее всего — это не так.

Чтобы реально быть на передовой, нужно погружаться, исследовать, разбираться в инструментах (а их внезапно сотни), отбирать оптимальные для своих процессов, пробовать, встраивать — и всё это постоянно. Инструменты меняются, подходы обновляются, нужно всё время держать руку на пульсе.

И по сути надо освоить новую профессию — AI-интегратор. Надо стать сильным не только в «лестницах», но и в AI. Короче, скорее всего, нет.

Сценарий 2. Нанимать интеграторов (AI-спасателей)

Классический путь. Знакомый и понятный. Если не разбираемся — зовём людей, которые разбираются. Как с 1С: не обязательно нанимать программиста в штат, можно вызвать франчайзи — пусть настраивают.

Соответственно, плюсы-минусы те же. Минус — ребята не всегда хотят/могут погружаться в твои процессы. Плюс — они сильны в своей компетенции, значит не надо вникать самому.

Что важно сейчас — смотреть на их AI-компетенции, ну или хотя бы на их AI-взгляд. Если они смотрят на всё это со скепсисом (а их скепсис понятен — им надо внутри себя всё перестраивать и изучать новое) — возможно, это не те, кто нужен.

Проблема в том, что область новая — и сильных AI-интеграторов пока немного, а пока хайп — так это еще и дорого. Но это вопрос времени. А время в AI-беге не имеет значения, ибо бежит быстро. Очень быстро.

Сценарий 3. Отдать функцию полностью на AI-аутсорс

С одной стороны звучит немного страшно — полностью передать свои продажи на AI-аутсорсинг? «Это же моё! Свои продавцы лучше знают продукт, нюансы, клиентов».

Или… не лучше? Мысль пришла мне после реального кейса. Одна крупная (и вполне успешная) компания пытается продать нам в сеть пекарен своё ПО уже несколько лет. Постоянно меняются те, кто звонит. Никто не помнит, о чём говорили раньше, все начинают сначала. Потребность выяснить не могут. Предложить то, что надо — не умеют. «Здравствуйте, а вы продаёте алкоголь?» — начинает каждый новый менеджер, звонящий в сеть пекарен (директор бесится и удивленно спрашивает у меня, как так можно продавать вообще?).

И вот тут я подумал: а если бы они всё это передали на AI-аутсорс? Где процессы уже выстроены, а AI‑технологии внедрены?

Просто бы загрузили в их LLM всю инфу о своём продукте, особенностях клиента, фишках, ограничениях. А на стороне аутсорсинговой компании:

  • LLM читает всё: сайты, прайсы, инструкции, внутренние PDF, чат с клиентом.
  • Собирает единый портрет клиента из CRM, прошлых звонков, переписок, истории заказов.
  • Формирует сценарии коммуникации под клиента и этап воронки (что сказать, предложить, спросить).
  • Пишет и отправляет КП, делает автозвонки или переписывается с клиентом.
  • После звонка сама заполняет CRM и даёт рекомендации по следующему шагу.
  • И всё это — без провалов в памяти, без “ой, я не знал, что вам уже звонили”, без человеческой ротации.
  • И уже когда дошли до обсуждения сделки – передали лид живому менеджеру обратно заказчику

Это кстати уже не фантастика. И это один из вариантов перепрыгивать AI-пропасть.

Вы сейчас думаете, “да ну нафиг, чтобы я свои продажи передал”. А представьте, что ваш конкурент в этот момент находит такую компанию ai-аутсорсера, которые на передовой всех инноваций и договаривается.

В общем, это было 3 сценария для тех, кто не находится в AI-отрицании. И сам не является ауторсером

Единственный сценарий для интегратора-аутсорсера

Если же ты — тот самый интегратор (аутсорсер), тогда у тебя, увы, не три сценария. А один — осознать, что у тебя теперь два вектора компетенций:

  • Глубокая экспертиза в своей области (маркетинг, продажи, разработка и т.д.)
  • Передовые AI-компетенции (LLM, создание AI-ассистентов, агенты, интеграции в бизнес-процессы)

И если первого раньше было достаточно, то сейчас второй вектор уже не опция, а маст-хэв. Будут выигрывать не компетентные, а компетентные + AI‑ускоренные.

Да. Да. Да. Все это всего лишь мое скромное мнение, так называемое ИМХО. Но поверьте, так и будет))